Уход за ребенком

Приучение к горшку

Как быстро и без проблем научить ребенка обходиться без подгузников?

Наряду с отлучением от груди, введением прикорма и развитием двигательных навыков тема приучения к горшку является, пожалуй, самой актуальной в среде молодых родителей. Особенно, если речь идет о первом или единственном ребенке в семье. На самом деле горшок – зверь не страшный и приучение к нему совсем не обязательно связано с переживаниями, слезами и мучениями, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Для того чтобы процесс освоения малышом «туалетной» науки прошел наиболее гладко, для начала ознакомимся с физиологией отправления естественных надобностей.

Физиология приучения к горшку

С момента рождения до определенного возраста (который колеблется в широком диапазоне от 1 до 3 лет) процессы мочеиспускания и дефекации обусловлены безусловными рефлексами, то есть происходят автоматически. По мере взросления и совершенствования организма ребенок становится способен контролировать и подчинять собственной воле эти процессы. У малышей, которые с рождения постоянно находятся в подгузниках способность контроля над естественными надобностями появляется несколько позже.

Ребенок с туалетной бумагой

Педиатры предлагают родителям обратить внимание на ряд косвенных признаков, указывающих на то, что ребенок может быть физиологически готов приучиться пользоваться горшком:

  • Ребенок может оставаться сухим более 40 минут
  • Установился более-менее стабильный режим дефекации
  • Малыш выражает негативные эмоции по поводу нахождения в грязном подгузнике
  • Ребенок умеет ходить и способен самостоятельно дойти до горшка, сесть на него и встать
  • Знает и понимает названия разных частей тела и предметов одежды
  • Может словами или жестами попроситься на горшок
  • Самостоятельно может снять с себя одежду и надеть ее (или предпринимает такие попытки)
  • Понимает значение слов «пописал/покакал»

При наличии большинства из перечисленных факторов можно говорить о том, что ребенок стал способен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации и можно начинать приучение к горшку.

Психология приучения к горшку

Когда бы родители ни начали приучение к горшку и сколько бы времени и усилий оно не отняло, в конечном счете оно сводится к двум путям:

  • реакция ребенка на внешний сигнал («команда» взрослого "пись-пись/а-а», журчание воды и др.)
  • реакция ребенка на сигналы организма (наполнение мочевого пузыря и необходимость опорожнить кишечник)

Родители, практикующие ранние высаживания (до года) апеллируют тем, что приучают ребенка реагировать на определенные слова или звуки. По сути, вырабатывают рефлекс: услышал «пись-пись» – пописал и т. д. Подобная тактика несомненно принесет свои плоды, но может отнять достаточно много времени и сил. К тому же, далеко не все дети хорошо реагируют на ранние высаживания.

Ребенок на горшке

Родителям, решившим приучить ребенка к горшку, независимо от возраста малыша, стоит знать, чего делать не рекомендуется:

  • Не ругайте ребенка за мокрые или грязные штанишки. Если произошла осечка, скажите ребенку, что он пописал (или покакал), напомните про горшок и спокойно уберите за ним. Если ребенок достаточно большой и не брезглив, то процесс уборки можно организовать совместно с ним.
  • Не стоит усердствовать с высаживаниями, если ребенок сопротивляется.
  • Не завлекайте ребенка на горшок мультиками, едой или игрушками. Горшок должен восприниматься исключительно как предмет, для отправления естественных надобностей. Ни как игрушка, ни как обычный стульчик или табурет, на котором можно просто так посидеть или постоять.
  • Не удерживайте ребенка на горшке до тех пор, пока он не «сделает дела». Если вы посадили малыша на горшок и он ничего не сделал – попробуйте попытку чуть позже.
  • Не начинайте приучение к горшку, если в течение ближайшего месяца в жизни ребенка или семьи намечаются какие-либо перемены. Например, путешествия, переезд, отселение ребенка в отдельную комнату, отлучение от груди, рождение младшего ребенка, выход мамы на работу и т.д.

Процесс приучения к горшку

Подготовьтесь к началу приучения. Этот период естественно потребует от вас большего внимания к ребенку, поэтому не стоит начинать знакомить ребенка с горшком, если кто-либо из членов семьи болен, плохо себя чувствует или вы отягощены какими-то временными бытовыми трудностями.

Независимо от того, решили вы практиковать раннее высаживание или более позднее физиологическое приучение, процесс ознакомления ребенка с горшком следует начинать в те моменты, когда вероятность, что ребенок сходит в туалет наиболее высока – сразу после сна и примерно через полчаса после еды.

Многие предпочитают начинать приучение летом, так как на ребенке меньше одежды, которую проще снять и меньше вероятность, что ребенок замерзнет, если вдруг описается.

Если ребенок удачно «сходил на горшок» (или в тазик/раковину, в случае с ранним приучением) – не скупитесь на похвалу. Если произошла неудача – не расстраивайтесь или, по крайней мере, не показывайте своего недовольства ребенку.

В случае с малышами, которым уже больше 1-1,5 лет – активно привлекайте ребенка ко всем процессам, которые касаются «высадки» на горшок. Принести горшок, снять штанишки, затем надеть их, вынести горшок, спустить воду в унитазе, убрать лужу в случае неудачи и т.д. – все эти действия можно превратить в увлекательное занятие, которое доставит ребенку большую радость.

Когда ребенок освоил горшок в моменты, когда он испытывает в этом необходимость – начинайте высаживать его тогда, когда это нужно вам: перед сном и прогулкой. Не спешите окончательно прощаться с подгузниками, но акцентируйте внимание ребенка на том, что подгузник сухой, когда вы вернулись с прогулки или когда малыш проснулся. Похвалите его и посадите на горшок.

Форма, цвет и «техническое оснащение» горшка не имеют принципиального значения. Главное – малышу должно быть на нем удобно и комфортно. Также ничто не мешает использовать вместо горшка детское сидение на унитаз. Наоборот, многие дети с бОльшим удовольствием пользуются унитазом, нежели горшком, так как видят, что именно этим предметом пользуются взрослые.

Горшок в виде игрушки


В заключение, хочется дополнительно отметить, что зачастую родители начинают переживать, что их ребенок ну никак не хочет ходить на горшок, а все кругом уже во всю ходят. И эти чувства абсолютно понятны. Но подумайте, что вас беспокоит больше? Тот факт, что ваш ребенок не умеет пользоваться горшком или что все остальные умеют, а вам, вроде как, и похвастаться нечем? Специалисты отмечают, что возраст, когда ребенок (с рождения постоянно находившийся в подгузниках) физиологически готов приучиться к горшку колеблется от 22 до 30 месяцев. Если ваш малыш здоров и не имеет нареканий со стороны невролога или хирурга, то в пределах данного возрастного окна абсолютно нормально, что он может отказываться от горшка. Старайтесь не нервничать. Дети крайне чувствительны к эмоциональному состоянию родителей и если ребенок поймет, что такой предмет, как горшок вызывает у мамы негативные эмоции – это может спровоцировать отторжение и неприятие. Ваша задача – предлагать. Устраивайте раз в 2-3 недели пару дней без подгузника. Если малыш готов, то в течение двух-трех дней вы заметите прогресс в его поведении относительно горшка. Также стоит отметить, что физиологичное приучение не должно занять более двух недель. Если в течение этого времени ребенок регулярно находится без подгузника и при этом прогресса в отношении горшка нет, значит малыш еще не готов.

Уважаемые посетители!
Наш проект запустился недавно и мы работаем над его наполнением. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях и следите за обновлениями!